среда, 8 августа 2018 г.

О мотивации

Я не могу делать вещи, которые мне не интересны. От слова совсем.

Когда мы с супругой рассматривали вопрос о переезде в Киев, то главной моей проблемой было то, что в крупной компании я не смогу выбирать то, над чем я буду работать. Это меня не просто пугало, это приводило меня в ужас. Плюс, обычные страхи перед новым.

Я часто вижу, что мои коллеги могут пилить практически что угодно. Обсудили на стендапе или при встрече с менеджером и все. Они могут заниматься практически любой самой нудной задачей. Я помню, как мой скип пару лет назад презентовал свой новый проект, который потенциально перечеркивал работу целой команды за последний год. При этом один из моих коллег знал об этой инициативе и все равно усердно продолжал заниматься текущим проектом. Проектом, который вполне мог умереть через несколько недель.

Как и для многих других, меня в общем случае мотивируют три вещи: автономность (autonomy), мастерство (mastery) и цель (purpose). Но они для меня играют разное значение.

Цель для программиста – это не красивый код и не расширябельная архитектура. Это решение некоторой проблемы пользователей. Наличие цели для меня важно, но не сверх критично. Я занимался довольно активно проектами, цели которых были мне не совсем ясны, поскольку я был оторван от конечных пользователей довольно сильно. Аутсорс, видите ли.

Требования к автономности бывают заложены в человеке, а бывает приходят с опытом. Для меня автономность всегда была необходимым условием работы. Если вы говорите, что и как мне делать, то я наверняка скажу, куда вам идти. Всегда интересно понимать, какую проблему мы хотим решить, после чего гораздо легче выбрать наиболее подходящее решение.

Но самым главным для меня всегда было мастерство. Причем мастерство не абстрактное, а практическое. Важно не просто знать определение принципа замещения Лисков и что в общем случае квадрат не стоит наследовать от прямоугольника, но и уметь применять это у себя на проекте.

В теории игр есть понятие взаимодополняющих и взаимоисключающих стимулов. В первом случае усилия, прилагаемые человеком в одном направлении, помогают достижению целей в другом. Например, занятие своим физическим здоровьем помогает в развитии умственных способностей. Во втором же случае, усилия в одном направлении мешают достижению других целей. Подковерные игры и пивас с менеджером, например, помогают в карьере, но могут навредить отношениям с коллегами и посадить печень.

Правильная инвестиция собственных усилий легко может дать плоды в разных направлениях.

Возьмем, к примеру, саморазвитие.

Изучение чего-то нового само по себе может быть не сверх интересным занятием и приводить к малому выбросу допамина. Но ведь можно изучить что-то, сваять пост в интернетах, выстуть с докладом на митапе/конференции, обсудить проблему с коллегами и, в конце концов, применить знания у себя на проекте. В этом случае потраченное время хорошо окупается и дает эффект с самых разных сторон, приводит к неоднократному «вознаграждению» и, главное, оттачивает твое мастерство.

Это делать не всегда просто, но, как показывает практика, вполне возможно. Достаточно глубокий опыт уважают, и он требуется и ценится на многих проектах, даже в аутсорсах.

2 комментария:

  1. В качестве цели саморазвития не плохо работает переход в другую компанию или на другой интересный проект внутри компании, либо переход на более высокую должность в рамках текущего проекта. Пожалуй, это основные мотиваторы.

    ОтветитьУдалить
  2. В статье не видно еще материальной составляющей мотивации, а о ней важно не забывать.

    ОтветитьУдалить