Факт №1. Автор хотел назвать эту книги “The F-book”
Обсуждение
Роберт Гласс изначально хотел, чтобы эта книга получила название “Fifty-Five Frequently Forgotten Fundamental Facts (and a Few Fallacies) about Software Engineering” (Пятьдесят пять часто забываемых фундаментальных фактов (и несколько заблуждений) из области разработки программного обеспечения), или коротко “The F-book”, однако издатели посчитали первое название слишком длинным, а во втором названии букву F – слишком грязной (F-word обозначает не только слово, начинающееся с буквы F, но и вообще слово, не рекомендуемое к употреблению в приличном обществе (спасибо редакторам за разъяснения)), поэтому сошлись на более коротком и презентабельном названии.
Полемика
Каждый автор мечтает о том, чтобы его книга выделялась среди множества книг других авторов. Некоторые наиболее популярные и известные книги получают неформальные названия (например, GoF-book или Dragon-book), которые дают им преданные читатели, и вполне понятно желание Роберта Гласса, чтобы его книга получила подобное особое название. Однако одного желания автора недостаточно, чтобы это произошло и несмотря на намеки автора о неформальном названии этой книги, она так и не получила свое неформальное имя (хотя кто знает, возможно еще не все потеряно).
Факт №2. Практически каждый профессиональный разработчик найдет что-то полезное в этой книге
Обсуждение
Роберт Гласс на страницах этой книги поднимает весьма широкий спектр вопросов и проблем, с которыми сталкиваются профессиональные разработчики во время своей повседневной деятельности. В книге можно выделить несколько ключевых тем: сложность программных продуктов и процессов; неправильные оценки и давление сроков сдачи; проблемы устранения ошибок; инспекция кода; особенности сопровождения программных продуктов и многое другое.
Полемика
По словам самого же автора, в этой книге он стремится ответить на вопрос «Что?», а не «Как?». «Здесь для меня важно вытащить эти факты обратно на поверхность, где их можно свободно обсуждать и достичь прогресса в практическом следовании им». Он поднимает широкий спектр вопросов, которые целиком покрывают жизненный цикл процесса разработки и пытается обратить ваше внимание на ту или иную проблему. Автор не дает ответы на поднимаемые вопросы, и считает, что самое главное – это осознание того факта, что эта проблема вообще существует.
Польза от этой книги напрямую зависит от опыта читателя. Для одних будут наиболее интересными вопросы об управлении проектами, человеческом факторе и сложностях оценок; для вторых – вопросы проектирования, архитектуры и особенности перехода от проектированию к кодированию; для третьих – вопросы сложности ПО и ответ на вопрос, почему увеличение сложности задачи на 25% приводит к увеличению сложности решения на 100%; для четвертых – особенности тестирования, инспекции кода и ответ на вопрос, почему стопроцентное покрытие кода тестами ничего в итоге не дает; для пятых – сложности, связанные с сопровождением продукта и вопросом, какой процент затрат идет на исправление ошибок и на разработку новых функций; для шестых– ответ на вопрос, почему же качество современных программных продуктов такое низкое.
Большая часть этих фактов и заблуждений в том или ином виде обсуждается в других источниках, но нужно признать, что автор во многом прав и далеко не все в нашей области знают, помнят и осознают эти проблемы. С фактами из этой книги можно соглашаться или не соглашаться, но главное, «чтобы ваш творческий дух получил по ходу дела дополнительный стимул, а в голове уже зрели мысли о том, как нам лучше выполнить работу по созданию и сопровождению ПО».
Факт №3. Книга Роберта Гласса весьма интересна, но до шедевра явно не дотягивает
Обсуждение
Книга Роберта Гласса будет полезной многим разработчикам, но я не могу поставить ее в один ряд с книгами Демарко и Листера, Брукса и Йордона, Ханта и Томаса. Книга интересна и полезна, но не гениальна.
Полемика
Этот факт является весьма спорным и многие читатели этой книги могут со мной не согласиться. Гениальность произведения сложно описать словами и еще сложнее обосновать, почему одна книга относится к гениальной, а другая – нет. Нужно признать, что эта книга весьма популярна у читательской аудитории, но нужно признать и то, что ее не цитируют в каждой второй книге по разработке ПО. Книга производит впечатление добротной, хорошо проработанной, она достойно раскрывает практически все темы, которых касается, но все же ей чего-то не хватает. Роберт Гласс придерживается своего стиля, местами ироничного, местами серьезного. Но читая факты нет ощущения эйфории, как от чтения Демарко или Брукса. Разница владения языком становится особенно заметной в главах о менеджменте, в которых Роберт как раз опирается на «Человеческий фактор» и «Мифический человеко-месяц». Написано хорошо, интересно, но цитат, которые бы подошли на роль плакатов в комнату программистов, увы, практически нет. Если взять вопрос о сложности ПО, то ему в книге уделено 15 (!) фактов, но при этом полнота и качество изложения существенно уступает Бруксу и Бучу. Опять же, хорошо, добротно, но не гениально.
Завершая полемику этого факта, стоит признать, что количество книг, которые компьютерное сообщество признает гениальными – единицы. Как и в любой другой области, в области компьютерной литературы, гениев слишком мало и движение вперед основано на добротных профессионалах, к которым и относится книга Роберта Гласса с его фактами и заблуждениями профессионального программирования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий