среда, 10 декабря 2008 г.

Книга Тома Демарко и Тимоти Листера "Человеческий фактор: успешные проекты и команды"

Если вы в своей профессиональной деятельности участвовали более чем в одном проекте, и сложность этих проектов превышает сложность курсовой работы на третьем курсе университета, вы должны были заметить, что самым важным в разработке программного обеспечения является человеческий фактор. И вы наверняка должны были обратить внимание на любопытный факт, что именно этому вопросу руководители уделяют меньше всего внимания. В процессе разработки основное внимание уделяется вопросам архитектуры, проектирования, тестирования; все помнят о шаблонах проектирования, рефакторинге и других технических аспектах разработки ПО, но самому главному, вопросу социологическому, уделяется минимум внимания.

"Серьезные проблемы в нашей работе имеют не столько техническую, сколько социологическую природу". Именно эта мысль является ключевой по мнению авторов, и именно социологическому вопросу посвящена эта книга. "Многие руководители готовы согласится с тем, что сталкиваются чаще с человеческим фактором, нежели с техническими сложностями. Однако редко учитывают это на практике. Они руководят так, будто их главной заботой является именно технология. Они находятся в вечном поиске технологического прибамбаса, который должен автоматизировать часть работы, тогда как направление их деятельности, связанное с человеческим ресурсом, зачастую получает низший приоритет".

Являясь прекрасными психологами и не менее прекрасными менеджерами, авторы пытаются донести частичку своего опыта читателю. Они осуждают руководителей, которые считают что "менеджмент - это умение пинать сотрудников". Они придерживаются четкой позиции, что важна роль каждого сотрудника. При разработке программного обеспечения "мозг каждого участника должен участвовать в процессе. Посредством пинков вы сможете в лучшем случае активизировать сотрудников, но не добиться от них творческого подхода, вдумчивости и изобретательности". Команда может добиться результата только в том случае, если каждый ее участник будет думать собственной головой и не прятаться за ширму Методологии или слепого повиновения.

Авторы значительное внимание уделяют месту обитания разработчика - офисной среде. Они описывают причины потери времени и меры, которые можно предпринять для создания стабильной, способствующей работе обстановки. И если вопросы "мебельной полиции" могут быть не слишком актуальны для вашей организации, другие вопросы, связанные с офисной средой являются очень важными. Так, одной из проблем, о которых стоит задумываться каждому из нас, является состояние глубокого, почти медитативного погружения в работу (авторы называют это состоянием потока) и то, насколько офисная среда препятствует этому. "Если в среднем входящий телефонный звонок отнимает пять минут, а ваш период повторного входа в поток - пятнадцать минут, общая стоимость такого звонка, исчисляемая в потерянном времени потока (непосредственной работы), - двадцать минут. Десяток телефонных звонков израсходуют половину рабочего дня. Еще десяток других вмешательств и вот уже рабочий день пропал".

В целом авторы не дают простые ответы на сложные вопросы, более того, они открыто говорят о невозможности простых решений. Все советы носят долгосрочный характер и вы не получите выгоду сразу же. Ведь корпоративная культура, моральная среда, командный дух, все эти вещи подвержены значительной инерции и не изменяются при желании единственного человека. Все что нам остается, это попытаться "вдохнуть душу в свой коллектив, стать той песчинкой в ракушке, вокруг которой начнет нарастать самое ценное: Сообщество".

P.S. Книга написана удивительно простым языком, содержит много лирических отступлений из практической деятельности авторов в качестве руководителей или консультантов. Книга однозначно must have для каждого, кто работает в коллективе, занятом интеллектуальным трудом и совсем не обязательно этим трудом является разработка программного обеспечения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий