вторник, 29 мая 2012 г.

Фриман и Фриман. Паттерны проектирования

DISCLAIMER: не проматывайте этот пост только из-за того, что обзор книг – это неинтересно. Здесь будет пяток интересных цитат и ряд других полезных мыслей!

Если спросить у десяти разработчиков о паттернах проектирования и о том, какая книга является лучшим источником информации по этой теме, то 9 из 10 назовут знаменитую книгу банды четырех и будут правы. GoF – является классическим каталогом паттернов в том виде, в котором он был описан Кристофером Александером 35 лет назад и все еще остается бесценным справочником для любого программиста.

Но, как и у любого каталога (или справочника), Эрих Гамма и др. сосредотачиваются на применимости паттернов, на связях конкретного паттерна с другими, они дают примеры использования в реальных проектах, но они не учат (точнее, не акцентируют на этом внимание) тому, какие принципы объектно-ориентированного программирования эти паттерны решают; где найти ту грань, когда от паттернов лучше отказаться и не предупреждают о недостатках их чрезмерного использования.

понедельник, 21 мая 2012 г.

C++ 11 FAQ от Бьярна Страуструпа

Примечание переводчика

Данный FAQ переводится на русский язык с любезного разрешения его автора - Бьярне Страуструпа. На данный момент работа над оригиналом этого документа еще не закончена, поэтому по мере изменения или дополнения оригинала, будет изменяться и перевод. Все пожелания/замечания по качеству перевода присылайте по почте, либо через профиль Google.

По просьбам читателей, я выложил сверстанную в pdf версию перевода, а также оригинал перевода в docx формате.

В формате pdf: http://bit.ly/StroustrupFAQRus_pdf
В формате docx: http://bit.ly/StroustrupFAQRus_docx

Благодарности: огромное спасибо Володе Тихонюку за вычитку материала и ценные советы!

Последние изменения в оригинале: 23.02.2012

С++11 – принятый недавно новый ISO стандарт языка С++

Этот документ написан и поддерживается Бьярне Страуструпом (Bjarne Stroustrup). Конструктивные комментарии, поправки, ссылки и предложения всецело поддерживаются. Сейчас я работаю над полнотой материала и приведением в порядок ссылок.

C++11 – это стандарт языка С++ утвержденный Международной организацией по стандартизации (ISO) в 2011-м году. Предыдущие версии стандарта обычно называют C++98 или C++03. Различия между С++98 и С++03 настолько специфические и их настолько мало, что на них можно не обращать внимания.

Доступна последняя версия рабочего документа, и она близка к окончательной версии черновика стандарта, формально принятого единогласным решением (21-0) в августе 2011 года.

До официального утверждения, будущий стандарт называли C++0x. К сожалению, у меня пока что не было времени везде обновить имя стандарта, вы уж простите, и вообще, мне очень нравится название C++ 0x :-). Название “C++ 0x” осталось с тех давних пор, когда мы надеялись, что новый стандарт будет называться C++08 или C++09. Сейчас можно рассматривать “x” в имени, как признак шестнадцатеричного формата (т.е. C++0B == C++11).

Все официальные документы, связанные со стандартом C++11/C++0x можно найти на официальном веб-сайте комитета по стандартизации. Официальное имя комитета SC22 WG21.

Предупреждение: текущий документ в течение некоторого времени будет изменяться. Комментарии, вопросы, ссылки, замечания и предложения приветствуются.

понедельник, 7 мая 2012 г.

Инициализаторы объектов в блоке using

UPDATE: наткнулся на объяснение данного поведения Эриком Липпертом (подробности здесь).

Инициализаторы объектов (Object Initializers) – это полезная возможность языка C#, которая позволяет инициализировать необходимые свойства объекта прямо во время его создания. Поскольку синтаксически эта «фича» очень близка к инициализации объекта с передачей параметров через конструктор, многие разработчики начинают забивать на принципы ООП (в частности на понятие инварианта) и использовать ее, где только можно.

Но даже если не переходить к холиварам и малопонятным терминам, давайте рассмотрим небольшой пример, и подумаем над тем, может ли он привести к проблемам или нет:

// position передается извне или настраиватся каким-то образом
long position = -1;
using (var file = new FileStream("d:\\1.txt", FileMode
.Append)
                        {
                           
// Мы точно знаем, что нужные данные расположены
                            // с некоторым сдвигом!
                            Position = position
                        })
{
   
// Делаем чего-то с файлом
}

В данном фрагменте внутри директивы using создается ресурс (файл) и устанавливается одно из его свойств (Position) с помощью инициализатора объекта. При этом самое главное в этом коде то, что setter этого свойства может генерировать исключение.