четверг, 19 апреля 2012 г.

О повторном использовании кода

Сегодня существуют разные мнения по поводу успешности объектной технологии. С одной стороны, большинство современных mainstream языков программирования являются объектно-ориентированными, с другой стороны, нередко можно услышать критику ООП, дескать, объектно-ориентированное программирование «провалилось» и не оправдало тех надежд, которые были возложены на нее индустрией разработки ПО. Все, мол, ожидали наступления вселенского счастья в виде увеличения повторного использования, упрощения сопровождения, да и вообще, обещали, что думать придется кому-то другому, а я за это буду деньги получать.

Причин у подобных разочарований тоже несколько. Во-первых, такое отношение к ООП может быть следствием завышенных ожиданий, а ведь Фред Брукс еще двадцать лет назад писал о том, что не стоит ждать «серебряных пуль», способных на порядок увеличить продуктивность труда программиста. Во-вторых, никто из серьезных сторонников ООП (типа Гради Буча или Бертрана Мейера) не обещали, что все будет просто. ООП – это не волшебная палочка, которая сделает из любого УГ конфетку, даже обертку которой можно будет использовать повторно.

Так вот вопрос: как же можно достичь той заветной мечты, когда системы можно будет строить из готовых компонентов, не написав при этом ни строчки кода? Я не уверен, что в таком виде эта мечта вообще осуществима из-за неотъемлемой сложности ПО, а также потому, что часто само решение влияет на решаемую задачу. Тем не менее, если направить энергию, затрачиваемую на повторное использование в правильное русло, то с разумным количеством трудозатрат можно поднять «реюз» кода на достойный уровень.

понедельник, 9 апреля 2012 г.

Видеоматериалы, блоги и подкасты для .NET разработчика

Видеоматериалы

В одной из своих статей Бьёрн Страуструп (папа С++) признался, что он не признает видео материалы в качестве источника для самообразования. И с ним сложно не согласиться, когда речь касается изучения с нуля языка программирования или технологии. Я правда сомневаюсь, что можно одолеть такого монстра, как С++ или стать гуру WPF лежа на диване и просматривая обучающее видео типа «Узнай все за 24 часа». Но если вы ставите себе цель познакомиться с некоторой технологией или новой возможностью языка программирования, или просто послушать философско-компьютерные размышления умного товарища, то в этом случае веб-касты, записи конференций или другой вид видеоматериалов может быть очень кстати.

Если постараться найти обучающее видео (а не просто интервью или выступления с конференций) для .NET разработчика, то первым и, пожалуй, единственным источником будет Pluralsight.

Pluralsight

Большая часть курсов Pluralsight посвящены технологиям компании Майкрософт: .NET, C#, F#, WCF, SQL Server, Windows Azure, Windows 8 и т.д. Другие же курсы посвящены фундаментальным знаниям и не привязаны к конкретным технологиям: HTTP Fundamentals, NoSQL, Source Control, практики разработки ПО и т.п.; есть даже курсы, посвященные Java, Ruby, разработке под iOS и Android (одним словом, в каталоге можно найти курс практически по всем популярным нынче баззвордам).

четверг, 5 апреля 2012 г.

Что значат для вас юнит-тесты?

С технической точки зрения юнит-тесты – это очень простой инструмент, основанный на паре несложных концепций: (1) тестируемый класс, (2) набор тестовых методов, завернутых в некоторый класс и (3) набор методов, с помощью которых можно удостовериться в том, что состояние тестового класса соответствует (или не соответствует) некоторому значению.

Это очень простая штуковина, которая может кардинальным образом повлиять на процесс разработки в целом. С одной стороны существует TDD (“test-first approach), при котором тесты «драйвят» не только процессом кодирования, но и процессом проектирования (т.е. дизайном системы). С другой стороны существуют разработчики с противоположной точкой зрения, которые считают юнит-тесты пустой тратой времени, потому что они не приносят никакой ценности пользователю.

понедельник, 2 апреля 2012 г.

Замыкание на переменных цикла в C# 5.0

Многие разработчики языков программирования, библиотек, да и классов простых приложений стремятся к интуитивно понятному интерфейсу создаваемых классов. Скотт Мейерс еще полтора десятка лет назад сказал о том, чтобы мы стремились разрабатывать классы (библиотеки, языки), которые легко использовать правильно, и сложно использовать неправильно.

Если говорить о языке C#, то его разработчики подходят к вопросам «юзабилити» весьма основательно; они спокойно могут пожертвовать «объектной чистотой» в угоду здравому смыслу и удобству использования. Одним из немногих исключений из этого правила является замыкание на переменной цикла, той самой фичи, которая ведет себя не так, как считают многие разработчики. При этом количество недовольства и недопонимания настолько много, что в 5-й версии языка C# это поведение решили изменить.